Если сегодня, имея свободные рыночные ниши в двух(!) направлениях и тысяч 300 рублей на счету, вы пришли регистрировать ИП, сразу идите домой. Потому что объявления нелегалов-универсалов на столбах отправят вас на дно. Сегодня чуть ли не у каждого второго мужика дома есть «утюг» для сварки пластиковых труб, автоправа, и он давно прошерстил всю рыночную нишу. Меняет трубы в квартирах даже в долг. Причём большинство клиентов — знакомые, пенсионеры, платят по частям, но до копейки. Завтра он ставит сруб с друзьями, послезавтра варит железный забор в деревне. В его гараже — маленькая разнопрофильная мануфактура, где есть сварочные аппараты, бетономешалки, агрегаты для бурения воды и такие инструменты, назначение которых не сразу и поймёшь. Ему от 30 до 55 лет, ИП он закрыл несколько лет назад. У него — частный дом, куплены квартиры детям (или помогает расплачиваться за них). Родителям в сёлах покупает по 5-6 телят, помогает их растить и продавать. Это типичный портрет нелегального предпринимателя в Туймазах, Октябрьском, Шаране и Бакалах. Я разговариваю с такими часто. Налоговиков, которые не могут оторвать глаз от мониторов и отчетов, они не боятся. Он практичнее законотворцев. Единственное, что его может заставить выйти из тени — электронные торги и конкретный муниципальный контракт. Он мониторит аукционы, знакомых чиновников, а потом внезапно распахивает землю в деревне, сажает морковь. А потом два года возит ее в детские сады. К завершению контракта ИП закрывает. К этому сроку бывают готовы документы на аренду (субаренду) земли. Но они уже ему не к чему. Нужны лишь бумаги, что документы в стадии оформления.
Он не жалуется на неповоротливую госмашину, а ищет ходы. У него есть два-три отработанных бизнес-плана по «вмененке», «упрощенке», он лишь дополняет их разными видами деятельности, если надо выйти из тени. Бухгалтер даже по найму ему не нужен. Он изучил все режимы налогообложения. А ежегодно закрывающие ИП молодые люди, развесив уши, слушают рекомендации ИФНС по выбору режима.
У мастеровитого есть три-четыре постоянных компаньона, тоже разнопрофильных, 5-10 выпивающих безработных, которых можно выдернуть на «подсобку» в любой момент.
Некоторые самозанятые — вахтовики-северяне, умудряются выполнить пять заказов за месяц. Остальные мужики-гуманитарии прозябают, многие постепенно спиваются. Примерно так устроена жизнь в глубинке Башкирии.
Не верьте, что малый бизнес в республике угроблен. Из 4700 МП и ИП Туймазинского района в 2012 году осталось около 4200. Причем сальдо положительное, то есть открывается предприятий больше, чем закрывается, то же самое — по Башкирии. Правда, торговые сети сжевали местную торговлю, это да. Идет естественный жёсткий отбор. Выживают гибкие и быстро обучающиеся.
В Мелеузе, Стерлитамаке, Октябрьском, Туймазах помещений под ИП вы не найдете, аренда раздавит вас. Искать надо в пригородах и близлежащих селах.
А теперь о закрывшихся. Не надо открывать ИП по замене пластиковых труб, копицентры (они есть чуть ли не в каждом турбюро и юрфирме), дизайн-центры, парикмахерские, тату-салоны, цветочные и вообще любые магазины, юрагентства без опыта работы в судах (быстро закрываются), металлосервисы. Их осталось мало и конкурировать с ними, а также с нелегалами — невозможно. Массажные салоны — ни-ни. Лучше обучитесь и зарабатывайте как самозанятые через соцсети. Кого не хватает? ИП по бурению скважин под воду, автосервисов, молочников-творожников-кумысников, маленьких швейных мастерских по пошиву кожи (байкерские жилетки). Самые дефицитные — багетчики (изготовление индивидуальных рамок для картин, ведь домашних живописцов раз в пять больше, чем рамок). Заводчиков-вязчиков сторожевых псов (люди тащатся к ним бог знает куда), заводчиков подсадных уток, пунктов ремонта акустических гитар (их вообще нет).
И наконец, начинать надо одновременно с трех-четырех направлений. Одно сезонное — «засыпает» на зиму. Например, услуги бригады каменщиков-кровельщиков, установка (обслуживание) домофонных дверей, изготовление металлокаркасов теплиц (реальный человек, каждый день — клиенты), автоперевозки. Научитесь у кого-нибудь это делать. Иначе — идите домой. Чтобы за вами лет пять не бегали приставы, взыскивая задолженность в пенсионный фонд. Последнее — целая эпопея. Устраивается несостоявшийся предприниматель на завод, а туда приходит бумага о задолженности в 180 тысяч рублей (пеня и штрафные санкции за два года накапали). Начинают высчитывать из зарплаты. Человек увольняется и исчезает. Чем так, лучше не мучайте семью и забудьте дорогу в ИФНС.
Читайте также
Последние новости