Следующая новость
Предыдущая новость

Готовы ли Соединенные Штаты и Россия разработать план совместных действий по контролю над вооружениями?

24.05.2018 14:25
Готовы ли Соединенные Штаты и Россия разработать план совместных действий по контролю над вооружениями?

В настоящий момент отношения между Соединенными Штатами и Россией находятся на самом низком уровне за последние десятилетия. Это оказывает колоссальное негативное влияние на систему контроля над вооружениями и нераспространением оружия массового уничтожения. Если напряженность еще более обострится, мир может оказаться на грани прямой конфронтации между двумя державами или даже ядерной войны.

Подпись к изображению: Президент США Дональд Трамп встречается с президентом России Владимиром Путиным на саммите G20 в Гамбурге, Германия, июль 2017 года

Советскому Союзу и Соединенным Штатам Америки в течение длительного периода удавалось избежать ядерной войны за счет дипломатических усилий по выработке ряда политических соглашений и договоров, которые обеспечивали контроль над военной эскалацией. К сожалению, приходится констатировать, что режим контроля над вооружениями, основанный на этих договорах, в настоящее время находится на грани полного краха.

Договор о противоракетной обороне, который устанавливал ограничения в отношении создания и развертывания систем ПРО, и Договор об обычных вооруженных силах в Европе, который ограничивал количество танков, бронетранспортеров, артиллерийских установок, боевых самолетов и штурмовых вертолетов, используемых на территории континента, увы, уже мертвы.

Между тем, Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности 1987 года (РСМД), который запрещает развертывание крылатых и баллистических ракет в диапазоне дальности 500-5000 километров, в настоящее время сталкивается с большими трудностями, поскольку обе стороны обвиняют друг друга в его нарушениях.

Если договор о РСМД, представляющий собой краеугольный камень европейской безопасности, рухнет, новый договор СНВ-3, подписанный в 2010 году российским президентом Дмитрием Медведевым и президентом США Бараком Обамой, будет не в состоянии выжить в одиночку. Это соглашение, предусматривающее сокращение количества стратегических ядерных вооружений до 700 развернутых пусковых установок и 1550 боеголовок, срок которого истекает 5 февраля 2021 года, может не быть пролонгирован. Если это произойдет, многополярная международная система погрузится в хаос, поскольку она полностью лишится правовой защиты.

Чтобы предотвратить катастрофическое военное Столкновение, обеим странам необходимо поддерживать и укреплять систему обеспечения контроля над вооружениями. Поэтому в самое ближайшее время Вашингтон и Москва должны возобновить диалог, который приведет к официальным переговорам о контроле над вооружениями. На данный момент повестка дня может быть узкой. Приоритеты следует отдать трем ключевым вопросам: сохранению Договора о РСМД, продлению нового Договора СНВ-3 и предотвращению опасных непреднамеренных военных столкновений.

В настоящее время Договор о РСМД рискует быть разрушен из-за взаимных обвинений в нарушении. Устранение разногласий должно стать первым шагом на пути к сохранению в силе этого важного договора.

Москва утверждает, что Вашингтон совершил три нарушения договора. Во-первых, она обвиняет Соединенные Штаты в использовании ракет средней дальности (состоящих из двух ступеней межконтинентальной баллистической ракеты), которые были запрещены в соответствии с Договором, в качестве целей для испытания ракет-перехватчиков американской системы противоракетной обороны. Во-вторых, Россия указала на использование американскими военными ударных беспилотных летательных аппаратов, которые фактически действуют как крылатые ракеты наземного базирования, запрещенные в соответствии с договорами.

Наконец, Москва утверждает, что система противоракетной обороны Соединенных Штатов Aegis Ashore, развернутая в Румынии, а затем в Польше, может быть использована для запуска наступательных крылатых ракет морского базирования Tomahawk в качестве наземных. Вашингтон, в свою очередь, утверждает, что не устанавливал соответствующего программного обеспечения для запуска ракет Tomahawk с этих платформ, но Москва обеспокоена тем, что даже если на сегодняшний день все так и обстоит, это может легко измениться в любой момент.

К счастью, существует способ урегулирования всех этих споров. Проблема ракетных испытаний может быть устранена с помощью компромисса, который позволит как Соединенным Штатам, так и России, использовать ограниченное количество (например, пять или десять в год) запрещенных ракет, развернутых исключительно на испытательном полигоне и ни в каком другом месте.

Проблема беспилотных летательных аппаратов требует компромиссного определения этих систем как отличных от наземных крылатых ракет, запрещенных договором о РСМД. Наконец, Вашингтон должен согласиться модифицировать трубчатые направляющие пусковых установок в Румынии и Польше таким образом, чтобы контейнеры с ракетами Tomahawks и другими наступательными вооружениями не могли быть на них установлены. Российские инспекторы должны получить право посетить американские объекты на обеих площадках с целью проверки исполнения американской стороной своих обязательств.

Между тем, Соединенные Штаты также обвиняют Россию в нарушении договора о РСМД путем испытания, производства и развертывания нового типа крылатой ракеты наземного базирования с запрещенным диапазоном дальности. В ответ правительство США в декабре 2017 года ввело санкции против двух российских компаний, конструкторского бюро «Новатор» и дизайн-бюро «Титан», за их предполагаемую роль в разработке ракет. Пентагон, тем временем, получил средства для начала исследований и разработок своей собственной новой баллистической ракеты средней дальности мобильного наземного базирования. Однако, администрация Трампа в декабре прошлого года объявила, что готова прекратить исследования и разработки, если Москва «вернется к полному и поддающемуся проверке соблюдению своих обязательств по Договору о РСМД», а в новом докладе, посвященном ядерной политике США, не упоминается о намерении выйти из этого договора.

Проблема может быть решена, если Россия согласиться допустить американских инспекторов, которые смогли бы удостовериться, что рассматриваемая ракета не относится к группе вооружений наземного базирования, запрещенных Договором, а является ракетой корабельного или подводного базирования, состоящей на вооружении в Военно-морском флоте России. Договор позволяет испытания крылатых ракет морского базирования, с использованием наземных платформ. Таким образом, можно будет покончить с этой проблемой. Москва и Вашингтон также должны договориться о восстановлении первоначального режима инспекции и мониторинга по договору о РСМД, от которого отказались в 2001 году. Кроме того, они могут принять совместное решение и призвать другие государства, обладающие ядерным оружием, присоединиться к соглашению.

Если Договор о РСМД удастся сохранить, Россия и Соединенные Штаты смогут быстро договориться о пролонгации нового договора СНВ-3 до 2026 года. Сегодня между ними не ведется никаких официальных переговоров о более глубоких сокращениях стратегических ядерных вооружений. Это означает, что если срок действия истечет в 2021 году и ничего не будет предпринято, то с этого момента, впервые с 1972 года, не будет действовать никаких ограничений в отношении ядерных арсеналов.

И, наконец, обеим странам необходимо предпринять новые усилия для предотвращения опасных непреднамеренных военных столкновений, которые могут быстро привести к катастрофе. Важно помнить, что Соединенные Штаты и Советский Союз подписали соглашения о предотвращении столкновений на море (1972 год), предотвращении ядерной войны (1973 год) и предотвращении опасной военной активности (1989 год). С принятием этих соглашений обе стороны согласились не испытывать друг друга на решимость и предпринимать другие безответственные действия. Эти договоренности помогли предотвратить опасные инциденты, такие как столкновения подводных лодок. Вместе с договорами по контролю над вооружениями, они способствовали деэскалации соперничества между двумя сверхдержавами и в конечном итоге, позволили положить конец холодной войне. Москве и Вашингтону следует возобновить регулярные контакты, чтобы возобновить и модернизировать эти соглашения и адаптировать их к новой ситуации.

Дальнейшему улучшению отношений могут способствовать дополнительные меры. Например, существует необходимость в отдельном соглашении Россия-НАТО по предотвращению непреднамеренных военных столкновений. На данный момент нет ни одной причины для того, чтобы нынешняя тенденция обострения напряженности между Соединенными Штатами продолжалась.

Если Москва и Вашингтон договорятся о предлагаемых правилах конкуренции, они смогут восстановить взаимное доверие, обеспечить работу системы контроля над вооружениями на следующее десятилетие и предотвратить дальнейшую эскалацию напряженности до уровня катастрофы.

Источник

Последние новости