Следующая новость
Предыдущая новость

«Гапджиль» — буллинг по-корейски

27.11.2018 18:30
«Гапджиль» —  буллинг по-корейски

В Южной Корее разгневанный посетитель ударил работницу «МакДональдса» по лицу пакетом с едой.

Видео, вызвавшее шквал эмоций в корейском сегменте интернета, было записано в “МакАвто». Снятое на камеру в одной из машин в очереди, видео показывает, как сотрудница закусочной через окошко передает пакет с заказом водителю белого внедорожника.

Через несколько секунд водитель в ярости швыряет пакет обратно и газует прочь. Полиция преследует и задерживает метателя бургеров. Им оказался 49-летний мужчина.

Он объяснил, что получил не то, что заказывал, а вспышка ярости была связана со стрессом на работе.

По словам полиции, работница «Макдональдса», девушка чуть старше 20 лет, сейчас пытается прийти в себя после эмоциональной травмы: пакет с горячей едой попал ей в лицо.

По мнению южнокорейских комментаторов, это очередной случай того, что по-корейски называется “гапджиль» — грубое и неуважительное поведение по отношению к кому-то, имеющему более низкий статус. «Гапджиль» часто имеет место у начальников по отношению к подчиненным, у преподавателей по отношению к студентам, у персонала крупных корпораций, подвергающего буллингу сотрудников более мелких фирм.

Именно этот случай был воспринят многими как свидетельство подавленной агрессии, накапливающейся в южнокорейском обществе и изливающейся на тех, кто занимает в этом обществе самое низкое положение. Но теперь, когда у каждого корейца в кармане есть телефон с камерой, а свидетельство дурного поведения можно выложить на всемирное обозрение в интернет, совсем необязательно быть «чеболь» (главой корпорации), чтобы вас обвинили в буллинге.

Недавно случился и другой громкий инцидент подобного рода, когда девушки из южнокорейской олимпийской команды по керлингу на собранной пресс-конференции обвинили своих менеджеров в помыкании ими, присвоении призовых денег и попытках контролировать их личную жизнь. Менеджеры отрицают предъявленные обвинения.

Пятеро южнокорейских керлингисток стали мировой сенсацией, неожиданно завоевав серебряную медаль на Зимней Олимпиаде в этом году. Всех девушек связывает давняя дружба (две из них — родные сестры). Они снискали любовь сограждан благодаря умелой игре и высоким результатам, достигнутым в этом совсем новом для Южной Кореи виде спорта.

На имя президента страны была направлена петиция с требованием наказать менеджеров команды. В петиции отмечалось, что «В Ассоциации керлинга к спортсменкам относились как к собственности, причиняя им серьезные психологические травмы».

Это далеко не всё. В начале ноября Ян Чжын Хо, генеральный директор одной технической компании, был задержан полицией после того, как в сети появилось видео, на котором он оскорблял и бил подчиненных. Ян обвиняется в том, что на корпоративном пикнике стрелял из арбалета в кур, заставляя сотрудников делать то же самое.

Но самый скандальный из случаев «гапджиля» произошел в 2015 году, когда Чо Хён А, дочь главы авиакомпании Korean Air, вылетая из Нью-Йорка, подвергла оскорблениям бортпроводника, подавшего ей орешки в запечатанном пакете, а не на тарелке.

Как сообщается, Чо заставила мужчину просить прощения на коленях, а затем потребовала задержать вылет и снять провинившегося сотрудника с рейса.

Инцидент, приведший к тому, что Чо была приговорена к годичному заключению за нарушение правил полета, заставил всю нацию говорить об эгоистичном поведении южнокорейской элиты.

Полемика продолжалась и привела к тому, что общественное внимание стали привлекать люди менее богатые и влиятельные, но также не упускающие случая воспользоваться своим вышестоящим положением, чтобы унизить окружающих.

Пак Чан Чжин, тот самый бортпроводник, инцидент с которым породил волну дискуссий о злоупотреблении властью, продолжил публично высказываться о широко распространенном, по его мнению, пренебрежительном отношении к тем, кто находится на невысоких позициях в социальной иерархии.

«Многие корейцы испытали то же, что и я, — заявил Пак в одном из интервью. — Нам советуют просто терпеть это и помалкивать, когда нас оскорбляют».

«Отец всегда учил меня быть добросовестным и соблюдать обычаи, принятые в нашей стране, потому что в таком случае страна будет защищать меня. Но я понял, что на самом деле простых людей, таких, как я, защитить некому», — добавил он.

Для борьбы с «гапджилем» используется не только такое мощное средство, как шейминг (публичное осуждение) в интернете. Появилась горячая линия Gapjil911, куда могут обращаться за консультацией и поддержкой сотрудники, испытывающие притеснения со стороны работодателей.

Реагируя на звонки, сотрудники горячей линии докладывают о работодателях, обвиняемых в давлении на подчиненных, их запугивании, в лишении перерывов и переработках. Служба также занимается сбором видео- и аудиосвидетельств грубого обращения менеджеров с низкооплачиваемым персоналом.

Сотрудник горячей линии сообщил в интервью газете «Kyunghyang Shinmun», что приближается напряженный период для сотрудников службы: на прошлой неделе прошли вступительные экзамены в университеты страны.

Это означает, что теперь масса студентов будет искать подработку, чтобы оплатить семестр и иметь деньги на жизнь. Молодые работники особенно часто становятся жертвами эксплуатации — из-за срочной потребности в заработке они, скорее всего, не станут жаловаться ни на какие притеснения.

Возможно, общенациональная дискуссия, начавшаяся из-за разразившегося скандала, приведет к положительным сдвигам.

«Ощущение власти может опьянить любого из нас. Правда в том, что обладая даже небольшой властью, можешь начать пренебрежительно относиться к другим», — пишет в своей заметке в Korea Economic Daily Квак Кём Чжу, профессор психологии Национального Университета в Сеуле.

«Мы должны сознательнее относиться к власти, которой обладаем, и понимать, что можем превратиться в заносчивых грубиянов, даже не заметив этого», — призывает профессор Квак.

Источник

Последние новости