Следующая новость
Предыдущая новость

Foreign Policy: Партия Путина готовится к будущему без большинства

23.09.2021 15:37

Российские выборы часто пренебрежительно называют чисто символическим ритуалом, придающим авторитарному правлению Кремля видимость демократической легитимности. Но несмотря на ограничения политических свобод, в основе управления в России все еще лежит демократическая политика. Недавние выборы, фактически уже завершившиеся, хотя окончательные результаты будут объявлены 24 сентября, являются хорошим примером.

Сообщается, что правящая партия «Единая Россия» получила в общей сложности 324 места, а оппозиции достались оставшиеся 126. Львиная доля в 57 мест приходится на КПРФ, а «Справедливая Россия» и ЛДПР, по всей вероятности, получили соответственно 27 и 21 депутатский мандат.

Наиболее существенным результатом голосования, безусловно, стало то, что «Единой России» удалось сохранить подавляющее большинство в Думе. Хотя это не является сюрпризом, в результатах выборов есть намеки на то, что в будущем российская демократическая политика может измениться. Так, например, впервые за все годы, когда «Единая Россия» участвует в выборах, пятой партии удалось войти в Думу по партийным спискам. Партия «Новые люди» набрала 5,32 процента и получила места в парламенте.

В связи с появлением новой партии в Думе, а также с тем, что результат «Единой России» в голосовании по партийным спискам составил ниже 50 процентов, правящей партии досталось лишь 126 из 225 мандатов. Она укрепила свое лидерство в Думе благодаря доминированию в одномандатных округах, но тенденции, проявившиеся в голосовании по спискам, тем не менее показывают растущее давление со стороны оппозиционных партий.

Несмотря на эти показатели растущей привлекательности оппозиции и медленного ослабления электоральной силы правящей партии, двойная система голосования в позволяет «Единой России» сохранить контроль в Думе. До тех пор, пока она обладает подавляющим большинством, а перспектива изменения этого положения представляется сомнительной, у оппозиционных партий нет особых стимулов дифференцировать себя от «Единой России». Напротив, находясь в так называемой системной оппозиции, они получают немалые преимущества.

По этой причине изменения в составе Думы едва ли приведут к значительным изменениям в политике. Тем не менее, если нынешние тенденции сохранятся, это может означать кардинально иное будущее для российской политики, и именно к этому будущему Кремль готовился с помощью недавних конституционных поправок.

«Единая Россия» активно влияет на российскую избирательную систему, чтобы сохранить свои позиции, но делать это становится все труднее. Партия уже столкнулась с серьезной угрозой своему парламентскому большинству в 2011 году, когда выборы (в то время они проходили только по партийным спискам) принесли ей всего 238 из 450 мест в Думе. В качестве защитного маневра в 2013 году Путин скорректировал законы о голосовании, вновь введя одномандатные округа. Эта мера позволила «Единой России» вернуть себе большинство в три четверти голосов после выборов 2016 года. Теперь оно несколько сократилось, но все еще превышает две трети, необходимые для внесения изменений в Конституцию.

Кремль использовал это большинство для введения существенных конституционных поправок, которые призваны защитить его от неожиданных результатов выборов в будущем. Эти поправки, принятые в июле 2020 года, не направлены непосредственно на сохранение законодательного большинства. Скорее их целью является изменение структуры правления таким образом, чтобы Кремль мог справиться с потерей этого большинства, а также с ожидаемой заменой Путина на посту президента. В сущности, новая Конституция обеспечивает основу для разделения властей, делая различные элементы российской власти более зависимыми друг от друга в формулировании эффективной политики.

После недавних выборов российская политика, скорее всего, останется стабильной, но эти конституционные перемены предвосхищают ряд электоральных и политических вызовов, которые станут более отчетливыми на предстоящих парламентских выборах в 2026 и 2031 годах, а также президентских в 2024 и 2030 годах.

Главной проблемой, которую предстоит решать «Единой России» и Кремлю, будет естественная смена поколений во всем политическом спектре. Правящая партия черпает свою популярность в том, что она тесно связана с Путиным и его окружением. Однако, 68-летний Путин не вечен, а многие его ближайшие и наиболее популярные соратники, такие как министр иностранных дел Сергей Лавров и министр обороны Сергей Шойгу, являются ровесниками президента. Номинальный глава «Единой России», 56-летний Дмитрий Медведев, является самым молодым лидером крупной политической партии в стране, но он крайне непопулярен у избирателей. Таким образом, «Единая Россия» должна вырастить новых молодых политиков, иначе она столкнется с негативными последствиями геронтократии, характерной для советских правительств.

Впрочем, смена поколений – это проблема не только для «Единой России» и Кремля. Лидеру КПРФ Геннадию Зюганову 77 лет, и его партия все чаще сталкивается с противоречиями по поводу руководства с тех пор, как он перестал быть формальным лидером. В то же время, небольшие партии могут оказаться в лучшем положении. Однажды они могут получить огромное преимущество в виде голосов нового поколения, которое не знало другого лидера, кроме Путина, – особенно после его ухода от власти.

В пост-путинскую эпоху «Единой России», вероятно, будет трудно сохранить законодательное большинство. Эта партия, которая, в сущности, до сих пор представляет собой коалицию различных кругов, объединенных общими интересами, может даже расколоться, либо поглотить другие политические группы. Что же касается оппозиции, аналогичные проблемы стоят перед Коммунистической партией, в то время как небольшие оппозиционные партии могут вслед за «Новыми людьми» преодолеть 5-процентный барьер.

Нынешний уровень стабильности и инерции, определяемый конституционным большинством «Единой России», долго не устоит под давлением этих изменений. Главный вопрос состоит в том, приведет ли это однажды к формированию реальной многопартийной системы, или все снова ограничится появлением новой мягкой авторитарной коалиции.

Источник

Последние новости