Следующая новость
Предыдущая новость

Европейский Союз может принять поправки в законодательство, направленные против российских трубопроводов

10.11.2017 12:29
Европейский Союз может принять поправки в законодательство, направленные против российских трубопроводов

Европейская комиссия предложила новый законопроект, который может осложнить осуществление планов России, касающихся прокладки нового мощного газопровода в Германию. Однако, вопросы юрисдикционной принадлежности, сроки, а также действующие в Европейском Союзе правила, предусматривающие возможность освобождения страны ЕС от исполнения отдельных требований Третьего энергетического пакета, означают, что скорее всего судьба этого масштабного проекта будет решена совместно Москвой и Берлином.

Подпись к изображению: Финская компания Wasco – один из примерно двухсот подрядчиков, участвующих в реализации проекта «Северный поток-2»

Законопроектом от 8 ноября 2017 года вносятся поправки в закон от 2009 года, призванные уточнить, что антимонопольное законодательство Европейского Союза должно применяться в том числе и к сегментам морских трубопроводов на территории ЕС. Это означает, что будущий российский газопровод «Северный поток-2», часть которого согласно проекту проходит по дну Балтийского моря в территориальных водах Германии и Дании, должен будет находиться под управлением компании, отличной от «Газпрома», который строит этот газопровод. Эта управляющая компания обязана будет предоставить доступ к природному газу клиентам ЕС, таким как Польша и страны Балтии, даже если Россия захочет их блокировать.

Именно такие требования привели к тому, что Россия три года назад отказалась от прокладки трубопровода в Болгарию под названием «Южный поток».

Комиссар Евросоюза по вопросам энергетики Марос Сефкович во вторник заявил представителям средств массовой информации, что новый законопроект не ставит целью блокировать реализацию проекта «Северный поток-2».

Он сообщил, что Комиссия по энергетике выступила с инициативой изменения законодательства в силу наличия «противоречащих друг другу экспертных правовых оценок» в отношении российского проекта. По его словам, законопроект был разработан для обеспечения «долгосрочной правовой определенности для всех заинтересованных сторон», и что закон будет «применим в равной степени ко всем существующим и будущим трубопроводам».

Однако, прокладка нового трубопровода, ввод которого в эксплуатацию привел бы к тому, что 80 процентов российского газа было сконцентрировано на германском маршруте, идет вразрез с попытками Европейского Союза сделать восточные страны блока менее уязвимыми перед российскими сокращениями поставок и незаконным взвинчиванием цен.

Кроме того, реализация проекта угрожает нанести ущерб Украине, сделав ее транзитные трубопроводы невостребованными, в то время как Киев всеми средствами пытается сблизиться с Западом.

«Комиссия не видит никакой необходимости в новом объекте инфраструктуры, столь масштабном как «Северный поток-2», – говорится в пояснительной записке, сопровождающей новый законопроект. Кроме того, Сефкович в среду на этой неделе назвал проект «спорным».

В сопроводительной записке Комиссия по вопросам энергетики отмечает, что Европейский Союз не имеет полномочий принуждать Россию применять его законодательство в отношении тех участков трубопровода, которые расположены в российских и международных водах. «Законопроект уточняет, что законодательство Европейского Союза применяется лишь в зонах юрисдикции ЕС. Поэтому речь не идет о каком-либо экстратерриториальном применении», – говорится в записке.

Что касается вопросов юрисдикционной принадлежности, или подведомственности, речь идет о том, что дальнейшая судьба договора о прокладке «Северного потока-2» в соответствии с новыми мерами, предпринятыми ЕС, должна обсуждаться в ходе переговоров между Берлином и Москвой.

Комиссия предупредила, что если Россия не согласится применять законодательство ЕС, «применять различные режимы регулирования к двум концам одного и того же трубопровода будет совершенно нецелесообразно». Она также вновь подтвердила свое предложение вести переговоры с Россией от имени Германии и остальной части Евросоюза. «Комиссия по-прежнему готова участвовать в переговорах об условиях функционирования «Северного потока-2», – говорится в заявлении.

Однако, если Германия откажется от этого предложения, и если газопровод так и останется несоответствующим стандартам Комиссии по энергетике, выдвинутый в среду законопроект не дает ей никаких полномочий по принуждению Берлина к исполнению подобных требований.

Если Дания выскажет возражения против того, что «Северный поток-2» пройдет через ее территориальные воды в связи с тем, что он не соответствует новому законодательству Евросоюза, Россия может изменить маршрут прокладки трубопровода, чтобы обойти датские воды.

Поскольку «Северный поток-2» планируется ввести в эксплуатацию к концу 2019 года, Комиссия заявила, что поправки в газовое законодательство должны быть согласованы со странами ЕС и членами Европарламента в рамках «ускоренной» процедуры к концу следующего года.

Законопроект, скорее всего, столкнется с возражениями не только со стороны Германии, но и Австрии, Франции, Нидерландов и Великобритании, чьи крупнейшие энергетические компании инвестируют почти миллиард долларов в российский проект.

Если упомянутый закон будет принят уже после того, как «Северный поток-2» станет «существующим трубопроводом», законопроект также позволяет Германии принять национальный закон, наделяющий ее «освобождением» от исполнения новых общеевропейских требований.

«Предложение Комиссии относительно освобождения от исполнения требований законодательства ЕС касается уже существующих трубопроводов», – сказано в ее меморандуме.

Ссылаясь на возможность для Германии наделить себя правом не исполнять аналогичные требования в отношении предыдущего российского трубопровода «Северный поток-1», вступившего в строй в 2012 году, Комиссия заявила, что «процедура будет регулироваться административным правом соответствующей страны-участницы Европейского Союза».

Впрочем, несмотря на ограничения ее действия, эта поправка в газовое законодательство ЕС вряд ли доставит удовольствие «Газпрому» и Кремлю. Дело в том ,что консорциум, финансирующий прокладку «Северного потока-2», планирует просить банки в следующем году предоставить большую часть средств из 9,5 миллиардов евро, составляющих сметную стоимость проекта. В связи с этим британская энергетическая консалтинговая компания Platts заявляет в своей аналитической записке, что законопроект Сефковича может удержать инвесторов, поскольку он «расширяет юридическую неопределенность вокруг проекта трубопровода».

Угроза американских санкций, принятых в начале нынешнего года, против европейских компаний, принимающих участие в российских энергетических проектах, также может оказать сдерживающее воздействие на рынки капитала.

«Финансирование столь крупных инфраструктурных проектов становится почти невозможным после введения подобных санкций», – заявил в сентябре Райнер Зеле, генеральный директор австрийской компании OMV, одного из основных инвесторов «Северного потока-2».

Американский конгресс одобрил эти меры по геополитическим соображениям, а сторонники жесткой лини в отношении России утверждают, что если трубопровод будет построен, это сделает бессмысленными все предыдущие экономические санкции США и ЕС, наложенные на Россию в наказание за ее вторжение на Украину.

Санкции Европейского Союза, введенные в 2014 году, не должны были охватывать вопросы экспорта природного газа, несмотря на то, что внутренний документ Комиссии по вопросам энергетики, опубликованный в то время, гласил, что режим санкций можно будет расширить в случае обострения конфликта на Украине.

По данным консалтинговой компании Platts, в первом полугодии 2017 года экспорт российского газа в Евросоюз вырос на 7, 68 миллиардов кубических метров по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и составил 80,67 миллиардов кубометров. Почти половина 9,5-процентного увеличения, около 3,61 миллиарда кубометров, поступили по трубопроводу «Северный поток-1» в Германию.

Источник

Последние новости