Следующая новость
Предыдущая новость

Доживем до веселого понедельника

Доживем до веселого понедельника

В конце прошлого года городскую систему образования Нижневартовска возглавил Эдмонд Игошин. Он не только опытный менеджер: девять лет возглавлял одно из самых успешных общеобразовательных учреждений города – гимназию №1, выиграл

несколько конкурсов профессионального мастерства разных уровней, но и отец троих детей: студента, школьницы и воспитанницы детского сада. Вот почему о том, что происходит в сфере образования, он может судить не только как чиновник.

- Эдмонд Валерьевич, российская система образования постоянно реформируется. Не так давно министр образования РФ Ольга Васильева заявила, что школы должны стать государственными. Что это значит, чего нам ждать?
- Суть в том, что в России хотят создать единое образовательное пространство. Уже теперь существует базисный учебный план, который на 80 с лишним процентов состоит из перечня предметов, обязательных к изучению. Учителя выбирают эффективную программу и учебники из тех, что утверждены Министерством образования РФ. На мой взгляд, у федерального центра достаточно полномочий, чтобы контролировать качество общего образования. Сейчас, кроме государственной аттестации, есть и другие инструментарии, которые позволяют контролировать качество. Я имею ввиду региональные и всероссийские проверочные работы. По большому счету их пишут уже ученики четвертых классов, то есть срез в целом по отдельной школе, по муниципалитету, по субъекту федерации федеральный центр получает достаточно регулярно.
Мне нравятся другие идеи министра и их сбалансированность. Я говорю о необходимости в школе воспитания патриотизма и введение в школьный курс предмета астрономии. Вот эти вещи на самом деле актуальные.
- Если школы передадут в государственное подчинение, то должность директора департамента образования, в которую вы недавно вступили, перестанет существовать…
- Конечно, в этом случае Нижневартовску департамент образования не будет нужен, но это не так уж важно. Образовательный процесс идет в детских садах и школах. Там останутся работать те же самые педагоги в той или иной степени, те же самые руководители. С этой точки зрения не думаю, что глобально что-то может измениться. Кстати, пока не было никаких распоряжений от министра образования, а предугадывать не люблю. Сейчас самый актуальный вопрос – строительство новой школы за Ханты-Мансийской, которая по мощности как две большие школы. Придумываем меры, которые бы позволили ускорить строительство здания.
- Накануне вашего назначения главная претензия губернатора Югры Натальи Комаровой к нижневартовской системе образования состояла в том, что результаты ЕГЭ по математике у наших выпускников ниже, чем в среднем по округу. Как вы собираетесь решать эту проблему?
- Преподавание математики – проблема общероссийского масштаба. Математики везде в большом дефиците, поэтому откладывать не стал. Я провел два совещания директоров, куда пригласил четырех лучших учителей математики в городе. Двух математиков, которые работают в «углубленках», в том числе и учителя лицея Надежду Киртянову. И учителей, которые работают в общеобразовательных школах, но при этом имеют стабильно высокие показатели. Их ценный опыт будет обобщен и распространен среди педагогов школ.
- Какие еще сбои видите в образовательной системе?
- Мне очевидна проблема, связанная с предметом «обществознание». Содержание предмета «обществознание» за последние годы сильно изменилось, а к этому большинство педагогов оказались не готовы.
Когда стали сдавать ЕГЭ по обществознанию, этот предмет велся один час в неделю и охватывал, хоть и по верхам, право, экономику, политологию, философию. Для того, чтобы ученики могли это освоить, в школьные расписания добавили пару часов экономики и права. Сегодня уже недостаточно просто знать, чем командно-административная экономика отличается от рыночной, и в чем преимущество и минус каждой. Сейчас мало понимать, в чем особенности уголовного и гражданского кодексов, нужно анализировать конкретную ситуацию и давать четкое обоснование, почему гражданин М. был прав, а В. был не прав, и ему за это что-то присудят. То есть это уровень юридического факультета. Мы не успели за развитием предмета обществознания. Он развивался быстрее, чем учитель. В то же время вы не найдете учителя обществознания. А значит, вчерашнему учителю истории за короткий срок пришлось освоить право, экономику, а в экономике – вторую часть: математику, философию, социологию.
Не случайно самый высокий проходной балл на ЕГЭ из всех предметов именно по обществознанию – 42. То есть, выпускник фактически должен набрать почти пятьдесят процентов, чтобы просто получить минимальный балл.
- Тем не менее именно этот предмет самый выбираемый на ЕГЭ.
- Объясню, почему это происходит. Вроде бы это предмет об обществе, то есть о нашей жизни. Кажется, мы все о ней знаем. Кто у нас не разбирается в политике? Но необходимо знание терминологии, законодательства и понимание причин и последствий многих общественных процессов, умение анализировать. Поэтому февраль пройдет под знаком обществознания. Так же, как мы поработали с математикой, будем работать и с обществознанием. Соберем лучший учительский опыт и будем распространять через методическое объединение учителей истории и обществознания.
- Неужели этот опыт универсален и им сможет воспользоваться каждый учитель в своей работе? Ведь не все одинаково талантливы…
- Именно поэтому не все готовы предложить свои авторские методики, но воспользоваться ими, перенять опыт, взять на вооружение систему подготовки успешного коллеги может каждый.
- Но проще отговорить учеников сдавать сложный экзамен по общество-знанию. Для вас не секрет, что так многие учителя и делают?
- Не понимаю, как можно отговаривать от экзамена? Или советовать взять репетитора? От таких формулировок, как «без репетитора он не сдаст», буду отучать коллег. Подготовить стобалльника, призера олимпиады – в этом ведь их педагогическая гордость. Здоровая амбиция – не прибавка зарплаты на двадцать процентов. Здоровая амбиция в том, что ты можешь добиваться во время фронтальной работы с классом очень высоких индивидуальных ученических результатов.
- Эдмонд Валерьевич, не могла не заметить, что с вашим приходом в департамент одна из давних традиций гимназии стала общегородской. Я говорю о веселых понедельниках. Какие еще гимназические традиции вы хотели бы транслировать в школы города?
- Я не хотел бы клонировать гимназию. Просто считаю, что, во-первых, мы должны уйти от понятия конкуренции в образовании. Нам конкуренция совсем не нужна, школы друг с другом конкурировать не должны, а должны совместно повышать качество образования. Спрашиваю у коллег, у кого есть что хорошего? Давайте делиться! Если, например, в 19-й школе появился большой глобус, и он повышает познавательный интерес, то эта информация должна быть у всех. Пусть другие школы тоже поставят такой глобус, если это здорово. Если где-то в коридорах поставили футбольные столы, возле которых ребята могут двигаться на переменах, то почему бы это не сделать во всех школах? Гимназия использует программу «Джаст дэнс», позволяющую ребятам соревноваться в танцевальном искусстве между уроками, пусть другие возьмут это на вооружение.
Собираюсь запустить проект «Час директора» в школах города. В этот час директор будет общаться со старшеклассниками. Такое общение необходимо не только ребятам. В первую очередь, оно будет полезно директору школы. Ребят предупредил честно: «Возможно, из десяти ваших идей пять нельзя реализовать, потому что они противоречат закону, три – по экономическим причинам, но две ваши идеи – вполне осуществимы, а это важно».
Не секрет, что многие родители стремятся попасть в гимназию из-за того, что она предлагает школу полного дня. В этом году с сентября мы открываем в Нижневартовске две школы полного дня – в 1-й и 10-й школах. Модель давно отработана. Сегодня в гимназии №1 плата за кружки составляет 2,5 тысячи рублей. В четыре тысячи рублей обходится питание школьников во вторую половину дня.
При этом ребенок находится до пяти – половины шестого вечера не просто под присмотром взрослых, а занимается самоподготовкой, спортом и творчеством. В школе полного дня гармонично выстроен день ребенка. Мне, как родителю, эта модель очень нравится, поэтому хочется, чтобы она распространялась.

Источник

Последние новости