Следующая новость
Предыдущая новость

Действительно ли Китай угрожает Соединенным Штатам применением ядерного оружия?

21.02.2018 12:12
Действительно ли Китай угрожает Соединенным Штатам применением ядерного оружия?

Согласно данным Федерации американских ученых, Китай располагает ядерным арсеналом, который насчитывает 270 боеголовок, причем Пентагон никогда не оспаривал оценки этой вашингтонской исследовательской организации. В свою очередь, Соединенные Штаты обладают 4480 ядерными боеголовками. К тому же, в отличие от Америки, Китай не допускает «нанесение первого удара» с применением ядерных вооружений и считает, что его военный потенциал является достаточным, чтобы предотвратить любое нападение.

Подпись к изображению: Подразделение по обслуживанию ракет ВВС США проводит работы на верхней секции межконтинентальной баллистической ракеты с ядерными боеголовками

В таком случае, почему же модернизация китайского ядерного арсенала, – особенно учитывая тот факт, что Вашингтон реализует аналогичную программу, – считается серьезной угрозой безопасностью, требующей резкого изменения политики США в отношении применения ядерного оружия?

Тем не менее, именно растущей угрозой со стороны Пекина обосновываются выводы, содержащиеся в опубликованном 2 февраля «Обзоре состава и количества ядерного оружия» (NPR). Этот документ является программным заявлением США и обновляется каждый раз, когда к власти приходит новый президент. Первая политическая позиция администрации Трампа по этому важнейшему вопросу в основном посвящена созданию новых ядерных факторов сдерживания против России и Китая, а также подавлению северокорейских и иранских ядерных амбиций.

В отличие от предыдущих аналогичных обзоров, в новом документе Белый Дом указывает на значительное ухудшение условий безопасности для США, связанное с ядерной угрозой со стороны России и Китая, стремительно укрепляющих свой ядерный потенциал. Авторы обзора утверждают, что Соединенные Штаты должны последовать этому примеру. Большая часть анализа посвящена России, но Китай также часто упоминается в связи с «отсутствием прозрачности относительно масштабов и направлений его программы ядерной модернизации».

Среди прочего, в обзоре подчеркивается способность Китая размещать разделяющиеся боеголовки на своих межконтинентальных баллистических ракетах шахтного базирования, а также разработка новых ракетных подводных лодок и стратегических бомбардировщиков. Все вышесказанное приводится в доказательство растущей угрозы.

Однако, критики ядерной политики новой администрации утверждают, что новый документ в корне изменяет многолетний двухпартийный консенсус в отношении применения ядерного оружия Соединенными Штатами Америки. В обзоре дается зеленый свет разработкам тактических ядерных вооружений малой мощности и крылатых ракет подводного базирования, что означает первый после окончания холодной войны раунд создания нового ядерного оружия в США. Кроме того, документ расширяет перечень обстоятельств, при которых Соединенные Штаты будут рассматривать возможность применения ядерного оружия: в него включается такой вид «неядерного стратегического нападения», как кибер-атака.

Новый обзор также подтверждает, что США начали предварительные исследования разработки новой ракетной системы среднего радиуса действия, которая, если она будет развернута, станет нарушением многолетнего договора с Россией об РСМД (о запрете ракет среднего и малого радиуса действия).

Грег Тильман, эксперт по вопросам нераспространения ядерного оружия в вашингтонской Ассоциации контроля над вооружениями, отметил, что предыдущий обзор, опубликованный при президенте Обаме, заложил основу для снижения роли ядерного оружия в оборонной политике США. Он также признал, что Обама стремился к сокращению на треть стратегических ядерных сил США, которое, по словам Пентагона, не помешало бы Соединенным Штатам соответствовать любым потенциальным военным вызовам.

«Обзор NPR администрации Трампа обратил вспять прежний курс, поскольку в нем содержится призыв к увеличению роли ядерных вооружений и, в значительной степени, к отказу от прежних усилий по сокращению ядерных вооружений, которые Америка юридически обязана была осуществлять в соответствии с Договором о нераспространении ядерного оружия, – заявил Тильман в интервью информационному ресурсу Asia Times. – Все это основано на крайне ошибочной оценке ядерных и ракетных разработок, ведущихся в России, Китае и Северной Корее».

Оценку Тильмана поддерживают многие другие сторонники разоружения. «Со времен правления Ричарда Никсона, американские президенты только сокращали объем американского ядерного арсенала», – сказал Джо Чиринчионе, президент Ploughshares Fund в комментарии, опубликованном военным веб-сайтом Defense One 2 февраля. Чиринчионе обвиняет сторонников жесткой линии в администрации Трампа в кардинальном изменении американской ядерной политики.

Руководитель проекта, посвященного Китаю, в вашингтонской некоммерческой научно-пропагандистской организации «Союз обеспокоенных ученых», Грегори Кулацки утверждает, что агрессивный NPR администрации Трампа появился в тот момент, когда Китай вовсе не готовится к войне с США. По его словам, переговоры с китайскими ядерными стратегами показывают, что они не верят в возможность такого нападения со стороны Соединенных Штатов, поскольку американцы знают, что у Пекина имеется достаточное количество ядерных ракет, которые в подобном случае уцелеют, чтобы совершить ответный ядерный удар.

«Это не считается актуальной задачей, поэтому китайский ядерный арсенал относительно небольшой и на настоящий момент не поддерживается в состоянии боеготовности», – подчеркнул Кулацки в статье от 9 февраля, опубликованной некоммерческой организацией Lawfare Institute.

В белой книге Союза обеспокоенных ученых также утверждается, что ядерный разрыв между США и Китаем слишком велик, чтобы можно было говорить о каком-либо серьезном отставании Америки. Китай же, со своей стороны, призывает США отказаться от своего «менталитета холодной войны» и не заблуждаться относительно его намерений, стоящих за модернизацией ядерных сил, о чем свидетельствует новый обзор NPR.

Кулацки отмечает в своей статье, что у китайских стратегов имеется повод для обеспокоенности: они опасаются, что США, возможно, находятся в заблуждении, думая, что им удастся избежать ядерного возмездия, если использовать массивный первый удар в комбинации с противоракетным щитом, который может уничтожить все китайские ядерные ракеты, которые уцелеют после первой атаки.

По его словам, переговорщики из Соединенных Штатов усиливают эти опасения, отказываясь заверить своих китайских партнеров в том, что возможность первого удара со стороны США не рассматривается в качестве варианта выбора.

Относительно скромные меры по ядерной модернизации Китая, по словам Кулацки, направлены на обеспечение такого положения, чтобы достаточное количество межконтинентальных баллистических ракет (МБР) могло уцелеть в результате упреждающего ядерного удара со стороны США и преодолеть американскую противоракетную оборону.

Крупнейшие ядерные арсеналы мира, 2017 годInventories2017-3-580x346

«В отсутствие обязательств неприменения первого ядерного удара со стороны США, эти улучшения необходимы, чтобы гарантировать лидерам Китая, что их американские коллеги не возьмут на себя риск атаковать Китай с помощью ядерных вооружений», – пишет Кулацки в своей статье.

Признавая, что провозглашенная Китаем политика и военная доктрина в области ядерного оружия «не изменилась», американский обзор NPR, тем не менее, упрекает Китай в том, что тот не раскрывает более подробно содержание своей программы ядерной модернизации.

Однако, как подчеркивает Кулацки, нет никаких свидетельств того, что Китай проводит модернизацию своего ядерного арсенала с целью начать ограниченную ядерную войну.

С другой стороны, в политическом заявлении Трампа выражается готовность «искать общий язык с Китаем», чтобы «устранить угрозы, связанные с возможными ошибками в расчетах и оценках». Но нынешняя озабоченность, как Вашингтона, так и Пекина, северокорейским ядерным кризисом, помешала продолжить дальнейшие двусторонние дискуссии о политике в отношении применения ядерного оружия.

Другие наблюдатели, напротив, утверждают, что новый NPR не идет достаточно далеко, чтобы противостоять ядерной угрозе США со стороны Китая.

«Белый дом по-прежнему связывает себе руки концепцией «сдерживания». А что мы будем делать, если сдерживание не сработает, и другая сторона на самом деле использует ядерное оружие, или будут явные признаки намерения его использовать?», – заявил Анджело Кодвилла, бывший высокопоставленный чиновник в сфере национальной безопасности США, в своей беседе с корреспондентом Asia Times.

Он является активным сторонником программы противоракетной обороны, который помогал создавать Стратегическую оборонную инициативу (СОИ) при президенте Рейгане, получившую известность как программа «Звездных войн».

Те, кто выступает за более жесткую политику США в отношении Китая, также приводят аргумент о том, что Пекин устанавливает ядерные боеголовки с несколькими независимыми элементами (MIRV), которые несут до восьми ядерных зарядов на одной ракете.

Если это правда, Китай может увеличить число боеголовок на своих МБР до 500 и более. Авторы NPR подчеркивают, что Китай «разработал новую версию разделяющейся боеголовки для своих межконтинентальных баллистических ракет DF5 шахтного базирования».

Однако, как отметил недавно Кулацки в своем блоге, «Китай на протяжении многих десятилетий обладал способностью размещать разделяющиеся боеголовки на своих МБР», и только недавно решил установить 20 таких боеголовок на некоторые ракеты.

«Это незначительное увеличение боевой мощи, и оценивать его как совершенно новый потенциал – явное заблуждение», – сказал Кулацки, подчеркнув, что США устанавливают разделяющиеся боеголовки на свои МБР с семидесятых годов прошлого столетия.

Источник

Последние новости