Следующая новость
Предыдущая новость

Чем обернется попытка Судана шантажировать Россию?

17.09.2021 17:37

Судан, одна из беднейших стран мира, пытается шантажировать Россию. Москва намерена создать военно-морскую базу в этой восточноафриканской стране посреди южного побережья Красного моря. Однако, Хартум оказался гораздо более жестким переговорщиком, чем ожидал Кремль, причем постфактум, когда сделка уже была заключена. По мнению наблюдателей, возможно, в данном случае Судан «откусил больше, чем в состоянии прожевать». Очевидно, что русский медведь не собирается так легко сдаваться.

В конце 2020 года Москва объявила о своих планах открыть военно-морской объект в Судане, тем самым обеспечив себе первый военный плацдарм в Африке с момента распада Советского Союза. Две страны достигли соглашения, согласно которому Военно-морской флот России должен получить в аренду на 25 лет базу во втором по величине суданском городе Порт-Судан. На этом объекте предполагается дислоцировать до четырех кораблей ВМФ и около трехсот военнослужащих. В обмен Москва обязуется предоставить оружие и военную технику для вооруженных сил Судана.

Однако, теперь Хартум, похоже, передумал. Согласно сообщениям российских СМИ, суданская сторона настаивает на пересмотре условий сделки. Они готовы позволить России построить военно-морскую базу, которая официально именуется «объектом материально-технического обслуживания», только в том случае, если Москва предоставит экономическую помощь. Что еще более существенно, новая версия соглашения предоставит российскому флоту право использовать базу лишь в течение пяти лет, хотя и с возможностью продления договора аренды в общей сложности до 25 лет. Для России это означало бы перспективу сделать масштабные капиталовложения без особой уверенности относительно срока аренды объекта.

Судан хочет внести поправки в договор, прежде чем парламент страны ратифицирует ранее достигнутое соглашение. Россия пока не дала официального ответа на эти предложения. Однако, в последнее время Кремль дал понять через свои аналитические центры и военных экспертов, что не желает идти на уступки.

По мнению аналитиков, если Москва, столкнувшись с новыми требованиями со стороны Хартума, откажется от своих планов создания военно-морской базы, это будет истолковано как еще одно геополитическое поражение России. С другой стороны, если бы она согласилась на новые условия, нет никаких гарантий, что Хартум не выдвинет новых требований. Кроме того, это стало бы прецедентом для других партнеров России по всему миру.

В апреле нынешнего года начальник штаба Вооруженных сил Судана объявил о пересмотре условий соглашения, подписанного его страной и Россией, а вскоре после этого суданский министр обороны прибыл с визитом в Москву для обсуждения дальнейшей судьбы порта. В июле Мариам Аль-Махди, министр иностранных дел Судана, прозрачно намекнула, что будущее российской базы во многом зависит от «положительного решения ряда вопросов, по которым Хартум рассчитывает найти понимание и поддержку Москвы».

Между тем, имеются сообщения о том, что Соединенные Штаты предложили Судану многомиллионный пакет экономической помощи в обмен на аннулирование сделки с Россией. Совершенно очевидно, что Судан остро нуждается в финансовой помощи. Правительство надеялось привлечь иностранные инвестиции после того как Вашингтон исключил Судан из своего списка стран-спонсоров терроризма, но пока это не принесло дивидендов.

Таким образом, возможно, Хартум пытается добиться для себя наилучших условий. Кремль, в свою очередь, также располагает несколькими вариантами ответных действий. Во-первых, он может предоставить экономическую помощь, которую Судан хочет включить в условия сделки. Во-вторых, он может просто сказать «нет» и уйти. Наконец, в-третьих, Москва может попытаться косвенно надавить на суданцев и вынудить их пойти на компромисс. Роль козырной карты в последнем сценарии может сыграть соседняя Эфиопия.

На самом деле, в ходе визита Аль-Махди в Москву, глава суданской дипломатии выразила надежду, что Россия убедит Эфиопию пойти на уступки в отношении будущего Великой плотины возрождения Эфиопии(GERD), гидроэлектростанции, строящейся на реке Голубой Нил (правый приток Нила, известный также под названием Бахр эль-Арзак). Напряженность между Суданом и Эфиопией по поводу права водопользования, возникшая из-за проекта GERD, использование эфиопскими фермерами земель плодородного приграничного региона, на который претендует Судан, а также длящийся десятилетиями территориальный спор угрожают перерасти в полномасштабную военную конфронтацию между двумя соседними странами.

Ранее, в ходе саммита Россия-Африка, состоявшегося в 2019 году в Сочи, Владимир Путин говорил о том, что «у России есть возможность» оказать помощь в урегулировании этого спора в случае необходимости. Таким образом, один из возможных расчетов строится на том, что разрешение спора с южными соседями будет иметь для суданцев гораздо большую ценность, чем любая экономическая помощь, которую им, возможно, удалось бы выжать из Москвы.

Впрочем, рычаги влияния России могут работать в обоих направлениях. Так, 4 сентября Судан обнаружил и конфисковал 72 упаковки с якобы российским оружием, которые находились на борту самолета эфиопских авиалиний, прибывшем из Аддис-Абебы в Хартум. Местные власти заявили, что это оружие было предназначено для совершения «преступлений против государства, препятствующих демократическим реформам и переходу к гражданскому государству» после военного переворота. Существует версия, что это оружие изначально было доставлено в Эфиопию из России в 2019 году. Наблюдатели высказывают предположения, согласно которым тот факт, что оружие находилось на гражданском самолете и поэтому его легко «обнаружили», может быть расценен как сигнал Судану более серьезно отнестись к своим первоначальным обязательствам.

Встреча между официальными представителями министерств иностранных дел России и Судана назначена на 21 сентября. Остается надеяться, что она внесет ясность в сложившуюся ситуацию.

Источник

Последние новости