Следующая новость
Предыдущая новость

Бывшие сотрудники ЦРУ дали оценку степени понимания американскими экспертами России

Бывшие сотрудники ЦРУ дали оценку степени понимания американскими экспертами России

В 1939 году Уинстон Черчилль сказал, что Россия – это секрет, завёрнутый в загадку, окутанную тайной. С тех пор Запад пытается тщательно изучить действия и понять намерения России. Чтобы оценить уровень американского понимания России, Центр национальных интересов организовал встречу бывших сотрудников ЦРУ. Среди них оказались бывший глава отдела ЦРУ по изучению России Джордж Биб, бывший заместитель директора по аналитическим программам ЦРУ Питер Климент и обучавший афганских моджахедов для борьбы с советскими войсками Милтон Бирден. Собранием руководил директор Центра национальных интересов Пол Сандерс.

В связанных с Россией обсуждениях всегда присутствует тема политического вмешательства в президентские выборы в США 2016 года. Участники встречи согласны с тем, что Москва действительно оказала своё влияние, однако это была не самая сложная операция, и Кремль способен на большее, если его спровоцировать. К вмешательству Москву подтолкнул не установленный в Америке демократический строй, а действия Вашингтона. Бирден полагает, что сегодня отношения между Россией и США хуже, чем во времена холодной войны.

На взгляд Биба, политики из Вашингтона и сотрудники службы национальной безопасности говорят, что понимают намерения России, однако они не в полной мере проанализировали проблему. В Вашингтоне заявляют, что Россия планирует уничтожить демократическое правительство США, но это утвреждение не подкреплено анализом.

Биб считает, что цель анализа разведывательных данных – это изучение угрозы и намерений противника для формирования ответных мер, и неправильное понимание может обернуться ошибкой.

Биб уверен, что анализ должен быть построен на основе эмпатии – следует поставить себя на место противника и увидеть проблему с его точки зрения. «Не у всех специалистов это получается, – говорит Биб. – Это особенно сложно, когда в качестве противника выступает группа людей, у каждого из которых свой характер, культура, убеждения и восприятие».

Более детальный анализ позволяет предположить, что Москва не пытается уничтожить американскую демократию, а намерена воплотить иные замыслы. К примеру, Россия не желает, чтобы США представляли угрозу её интересам, в особенности на постсоветском пространстве. Биб полагает, что Россия намерена заставить Америку отказаться от кампании в защиту демократии, а к самой демократии Москва не имеет претензий. Россию беспокоят усилия Америки по распространению демократии в тех странах, которые входят в сферу интересов Москвы.

Если бы Россия желала лишь дестабилизировать США и вызвать хаос в Вашингтоне, Москва могла бы пустить в ход так называемый «компромат» на Дональда Трампа, и его достоверность не имеет значения. Биб полагает, что публикация подобного документа вызвала бы волнения в Вашингтоне.

Но Россия не пошла на этот шаг, и, судя по всему, на это есть причины.

Президент Центра национальных интересов Дмитрий Саймс отметил, что российская разведка хочет вовлечь в свою игру всех участников политического процесса США. Видимо, Россия вошла в контакт с обеими сторонами, участвовавшими в выборах, и ожидала, что Хиллари Клинтон победит.

Это не противоречит реакции, которая последовала со стороны России в ответ на обвинение во вмешательстве в американские выборы, однако, как утверждает Биб, Москва была в силах сделать гораздо больше. Биб указывает на то, что Москва не смогла точно оценить последствия, и ответ США на вмешательство в их внутренние дела удивил Россию. По большому счёту, политики из Вашингтона часто ссылаются на предположения, а не на действительный анализ мотивации Москвы.

Бывшие сотрудники ЦРУ отметили, что во времена СССР вербовать шпионов было проще, чем сегодня. Когда существовал СССР, американская разведка опиралась на «добровольцев», но сегодня сократилось количество россиян, желающих предать правительство. Бирден полагает, что так происходит из-за страха разоблачения.

По мнению Климента, россияне начали до такой степени негативно относиться к Америке, что даже образованные российские либералы настроены к Вашингтону скептически, и вербовать шпионов крайне тяжело. Несогласные пользуются возможностью уехать на Запад.

Биб считает, что в информационную эру с её техникой биометрической идентификации и социальными сетями вербовка шпионов утратила актуальность. Отправлять в другую страну агента под прикрытием для вербовки шпионов бессмысленно, так как при желании правительство выяснит, что это за человек, и чем он занимается.

Разведслужбам придётся приспособиться к новым реалиям. Биб предполагает, что шпионаж переместится в киберпространство.

Новые информационные технологии позволят разведслужбам получить больше информации, но гораздо сложнее будет изучить условия, в которых она существует, и понять намерения. Биб подчёркивает, что собирать данные об объекте за границей – это лишь часть работы. Не менее важно наличие человека, который поможет взглянуть на эту информацию с иной точки зрения.

Климент сообщил, что существует две теории относительно будущих действий России.

Приверженцы первой теории уверены в том, что Россия бесповоротно откажется от сотрудничества с Западом и будет следовать своим курсом. Для восстановления отношений может понадобиться сто лет или больше.

Сторонники второй теории полагают, что Москва будет сотрудничать с Западом, если желает модернизировать экономику. Если этого не произойдёт, материальное положение России навсегда будет привязано к стоимости энергоресурсов.

Климент замечает, что при цене на нефть выше 70 долларов за баррель Москва может отложить принятие судьбоносных решений. Вероятно, слова Черчилля в ближайшие годы останутся актуальными.

Источник

Последние новости