Вахмянинская баня в Уфе, по улице Чернышевского, 121 — старейшая и единственная из сохранившихся старых бань в городе, обладающая любопытной историей и архитектурой. К сожалению, судьба её печальна. Годы её расцвета пришлись на конец XIX - начало XX веков. Сейчас она разрушается, несмотря на то, что есть желающие её отреставрировать. Однако их попытки не поддерживаются.
По справочным книгам города Уфы 1904, 1908, 1911 годов на усадьбе по улице Кузнецкой (позже Колмацкой, Уфимской, Чернышевского) по нынешнему адресу: Чернышевского, 121 (это бывший дом № 117) расположена усадьба Екатерины Алексеевны Вахмяниной. На этой усадьбе и находится объект культурного наследия (памятник истории и культуры) — Вахмянинская баня.
Ныне здание находится на углу улиц Чернышевского и Пархоменко, но раньше этот участок не был угловым, по нечётной стороне до угла было ещё две усадьбы. Почему? До 1980-х годов улица Пархоменко (бывшая Иркутская) шла под тупым углом к Чернышевского, но в самом начале 80-х сам перекрёсток застроили 9-этажкой и улицу спрямили. Так что первоначальный кусочек улицы Иркутской-Пархоменко остался примерно в 100 метрах юго-восточнее Вахмянинской бани.
В первой половине ХIХ века коммунальное хозяйство в Уфе находилось в зачаточном состоянии. При населении в 13-15 тысяч человек горожане мылись на своих подворьях в маленьких деревянных банях, имелась только одна публичная торговая баня. В конце ХIХ — начале ХХ веков появляются ряд общественных бань частных предпринимателей — Лаптевская (самая большая в городе, трёхэтажная, на её месте ныне памятник Дзержинскому), Сергеевская, Савельевская, Григорьевская, Дикушинская, Горюхинская, Котенёвская, из того же списка и баня Вахмянинская. Построил её на собственные средства уфимский купец Алексей Корнилович Гневышев.
В конце ХIХ — начале ХХ веков Вахмянинская баня считалась одной из лучших в городе. На месте первоначальной деревянной бани построили каменную, двухэтажную, записана баня была как приданное на имя дочери Алексея Гневышева — Екатерины Алексеевны Вахмяниной.
Здание находится на краю неглубокого оврага, поэтому имеет двухсоставный объём с перепадами высот, с восточной стороны есть полуподвальный цокольный этаж. Фасадный декор характерен для разновидности «русского стиля», получивший развитие в разработках архитектора В.А. Гартмана. Редкого вида большой треугольный аттик в виде самостоятельной мансарды со сдвоенными слуховыми окнами служил мезонином. Это возвышающееся почти по центру сооружение вместе с парапетными столбиками было снесено в 1960-70-е годы, и здание резко потеряло высоту. Все наличники здания-памятника — кирпичные, едва выступающие из стеновой плоскости.
По воспоминаниям очевидцев, уфимцы пяти поколений старожилов района (120 лет!) получали удовольствие от мытья в этой бане, им приходились по душе жар и тёплые полы с подогревом в раздевалке. Люди приезжали сюда со всей Уфы, зачастую несмотря на то, что порою около их дома уже работала какая-либо баня. Особым спросом у жителей города пользовалось именно это помывочное заведение. По воспоминаниям старожилов Уфы, собранным Галины Бельской и увековеченным Михаилом Чвановым, в 1890-1891 годах в Вахмянинской бане не раз мылся начинающий свой творческий путь в Уфе певец и артист Фёдор Иванович Шаляпин, гостя у своего приятеля Михаила Данилова, жившего напротив бани в собственном доме по улице Кузнецкой (Колмацкой). По городским легендам, Вахмянинскую баню в послевоенное время любил посещать народный поэт Мустай Карим.
Здание было выявлено, как памятник истории культуры и рекомендовано специалистами Уральского архитектурно-художественного института в 1994 году к постановке на государственную охрану как памятник архитектуры. Однако в начале XXI века с постановкой на госохрану начались выкрутасы. При мэре Павле Качкаеве в 2007 году баня была искусственно обанкрочена и закрылась: её участок понравился очередному застройщику. Несколько лет здание-памятник стояло пустующим и было вычеркнуто из проекта единого Реестра объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Сие было подкреплено оформлением заказной проплаченной «экспертизы». Однако на моей памяти в НПЦ по охране недвижимых объектов культурного наследия (зданий памятников истории и культуры) не раз приходили предприниматели, готовые отреставрировать баню и вернуть её к жизни. Наиболее серьёзной казалась фирма «Трилистник». За её счёт была проведена новая качественная экспертиза, оспаривающая предыдущую. Казалось бы, реставрация начнётся не сегодня-завтра. Но неожиданно эта фирма исчезла из поля зрения. Почему?
Вот как рассказывает о судьбе Вахмянинской бани, об упущенной возможности её возрождения депутат горсовета Уфы, меценат и общественный деятель Артур Хазигалеев. Привожу цитату из его Живого журнала дословно: «Действительно, был такой проект. Мы инвестировали деньги в восстановление этого старинного здания. Очень хотелось открыть здесь банно-оздоровительный комплекс. Конечно, с максимальным сохранением облика и энергетики самой любимой уфимской бани рубежа ХIХ — ХХ веков. Здание Вахмянинской бани и участок земли, на котором она расположена, находятся в ведении МУП «Центр недвижимости» Уфы. Именно с ним мы и заключили договор об инвестиционной деятельности еще в 2014 году. Деньги переводились плюс мы вкладывались в проектную документацию, в экспертизу. Но, увы, реконструкция так и не началась. МУП объявил о банкротстве. Договор не исполнялся, и в июне 2017 года мы его расторгли. Денежные вложения должны нам вернуть, но интересный проект, который мог бы изменить судьбу важного для города объекта, конечно, жаль».
По-моему всё яснее ясного. «Так погибают замыслы с размахом, в начале обещавшие успех». Окончательный статус Вахмянинской бани снова повис в воздухе. На одном из заседаний «культурной комиссии» по памятникам при мэре Иреке Ялалове Вахмянинской бане было посвящено минут 15 обсуждения. Помню, было предложение, что здесь возможна надстройка второго этажа, то есть предлагалось выполнить из красного кирпича второй этаж как точную копию первого, что позволит Вахмянинской бане высунуться из низины и стать зримым украшением местного околотка.
Тем временем пустующее здание облюбовали местные бомжи и алкаши, здание превращено в притон, завалено мусором, залито помоями; хотя толстые метровые стены готовы выдержать ещё многое. Весною 2016 года по жалобам жителей и предписанию прокуратуры Вахмянинская баня была наглухо огорожена с целью обеспечения порядка. Таким образом, здание уже более двух лет стоит за забором, на месте разобранной крыши буйно растут деревья и кусты.
Ещё при социализме после отсыпки дамбы через улицу Чернышевского в этом месте баня оказалась ниже нового полотна дороги на пять-шесть метров, но эта оригинальность в перепадах высот придаёт ей некое своеобразие, как у построек горной местности (не забудем, что Уфа — город на семи холмах).
Четверть века назад в декабре 1993 года газета «Отечество» впервые (как тогда говорили модным словечком — «эксклюзивно») напечатала отрывок из уникальных воспоминаний внука хозяина — Дмитрия Дмитриевича Вахмянина, ныне уже покойного, где он рассказал о строительстве этой бани, о своем знаменитом деде, об уфимской жизни, связанной с Вахмянинской баней.
Стало известно, что новый мэр Ульфат Мустафин на одной из первых своих оперативок дал задание подыскать подходящего инвестора для реставрации здания-памятника в изначальном виде. Только когда это будет? Зачем тогда было затевать неумелую игру с выводом и вводом в реестр, из реестра и обратно?
Читайте также
Последние новости