Следующая новость
Предыдущая новость

Беларусь как барометр отношений между Россией и Западом

04.11.2019 15:41
Беларусь как барометр отношений между Россией и Западом

Крах договора об РСМД, а также наращивание военной мощи России и НАТО усиливают давление на страны, расположенные на окраине Европы, такие как Беларусь. Беларусь использует свое стратегическое положение, чтобы выступить в качестве посредника между двумя сторонами, но ее небольшой размер и географическое положение представляют больше рисков, чем выгод для Минска.

Едва ли предупреждение может быть более суровым. «Человечество движется к краю пропасти, – заявил в октябре президент Беларуси Александр Лукашенко в своем обращении к чиновникам и экспертам из разных стран, принимавшим участие в форуме «Минский диалог». – Конфронтация между Россией и Западом находится на самом высоком уровне. Буквально за пару минут она может перейти в фазу ядерной войны».

Противостояние между Россией и Западом – и особенно между Москвой и Вашингтоном – является неизбежным следствием фундаментального конфликта интересов, поскольку Россия стремится втянуть страны бывшего Советского Союза в сферу своего влияния, в то время как Соединенные Штаты и НАТО стремятся любой ценой удержать эти страны за пределами орбиты Москвы. Когда речь идет о таких странах как Украина, которая географически представляет собой европейскую окраину и находится на переднем крае противостояния, эти конфликтующие интересы могут иметь поистине катастрофические последствия.

Беларусь отчаянно стремится избежать подобного сценария. На протяжении многих лет она являлся ближайшим союзником России и, в той или иной степени, страной-изгоем на Западе. Однако, после «Евромайдана» в Киеве и последовавшего за ним гражданского конфликта на Украине, белорусское руководство изменило тактику и предприняло попытку позиционировать себя в качестве посредника между Россией и Западом, страны, которая может взаимодействовать с обеими сторонами.

Этот сдвиг в белорусской политике был продиктован как внутриполитическими, так и геополитическими соображениями. Во-первых, Лукашенко хотел избежать участи украинского президента Виктора Януковича, который был свергнут волной массовых протестов при поддержке Запада, завершившихся восстанием в 2014 году. Во-вторых, Беларусь стремилась не допустить перетекания украинского гибридного конфликта на свою территорию.

Таким образом, Беларусь стала ключевой площадкой для переговоров по Украине (Минские договоренности призваны проложить путь к его дипломатическому урегулированию), и в то же время правительство несколько смягчило давление в отношении собственной оппозиции, тем самым немного улучшив отношения с Западом и подтолкнув Европейский Союз к ослаблению, а затем и отмене санкций в 2016 году.

Тем не менее, Беларусь старается не слишком отдаляться от России, чтобы не испортить отношений с Москвой. На самом деле, их стратегическое сближение в последние годы, напротив, лишь углублялось. Несмотря на отдельные стычки между Москвой и Минском по поводу цен на энергоносители и экспортных тарифов, Беларусь остается лояльным членом возглавляемого Россией Евразийского экономического союза и Организации договора о коллективной безопасности со штаб-квартирой в Москве. Беларусь сопротивляется усилиям России создать на ее территории авиабазу, стремясь сохранить максимально возможную автономию, однако, в то же время она продолжает развивать интеграцию с Россией в таких вопросах безопасности как совместные сети противовоздушной обороны и закупки боевых самолетов.

Между тем, Минск выразил глубокую обеспокоенность по поводу военной экспансии Соединенных Штатов в Польше и недавнего размещения дополнительной бригады вооруженных сил США в Литве. Лидер Беларуси пообещал должным образом отреагировать на это наращивание военной мощи, намекнув на то, что соображения Беларуси относительно целесообразности создания российских военных баз в стране могут вскоре измениться.

В сущности, Беларусь пытается сохранить баланс между Россией и Западом, чтобы максимально снизить риски и выявить имеющиеся возможности, а также наладить контакты с другими влиятельными державами, прежде всего с Китаем. Хотя минский форум был в основном посвящен проблемам европейской безопасности, китайской темы было невозможно избежать. В различных аспектах, таких как растущие связей между Москвой и Пекином в сфере безопасности, китайская инициатива «Один пояс, один путь» и роль Китая в разрушении многолетних соглашений о контроле над вооружениями, китайская активность в мире была важным элементом практически каждой дискуссии, что закономерно отражало растущее региональное и глобальное влияние страны. Отношения с Пекином особенно важны для Минска, поскольку Беларусь является ключевым звеном инициативы «Один пояс, один путь» в Восточной Европе.

Именно в этом контексте Беларусь в целом и форум «Минский диалог» в частности представляют собой важный барометр ключевых геополитических проблем, включая стратегическое соперничество между великими державами, гигантские инфраструктурные инициативы, призванные объединить континенты, а также усиливающаяся глобальная гонка вооружений. В конечном счете, учитывая относительно небольшие размеры и географическое положение между значительно более мощными соседями, Беларусь не способна предпринять решительных действий по решению этих проблем в одиночку. Тем не менее, она использует и будет использовать впредь такие платформы, как минский форум, чтобы влиять на ход диалога между крупнейшими державами и маневрировать соответствующим образом во все более сложной и чреватой конфликтами обстановке.

Как заявил один из белорусских чиновников, «поддержка мирных инициатив в восточно-европейском регионе – это вопрос нашего выживания». Это высказывание проливает свет на общую стратегию Минска, в то время как нынешняя геополитическая конкуренция подчеркивает ограничения этой стратегии.

Источник

Последние новости