Атомные подлодки союзников всё чаще посещают воды Норвегии для смены экипажа и других целей. Субмарины заходят в порты или подходят близко к берегу.
В прошлом году подлодки 40 раз заходили в норвежские воды с одобрения властей.
Капитан 1 ранга ВМС Норвегии Пер-Томас Бё сообщил изданию Barents Observer, что в 2017 году субмарины союзников ежемесячно совершали 3-4 визита, согласованных с норвежским министерством обороны.
Бё рассказал, что чаще всего подлодки появлялись на севере страны. Как правило, американская субмарина, находясь в походе в Норвежском море, высаживала членов экипажа, забирала новое оборудование или пополняла запасы, чтобы не тратить время на путь до расположенной южнее норвежской базы Хоконсверн или баз Великобритании. Всплытие в районе, в котором проходят игры в «кошки-мышки» с Россией, позволяет сэкономить время.
Не всегда запрос на разрешение посетить порт означает, что подлодка в этот порт заходит. К примеру, на севере Норвегии субмарины поднимаются на поверхность в фьорде, где их встречают другие суда, которые доставляют членов экипажа в близлежащий порт. С начала 1960-х годов и в ходе холодной войны Норвегия не позволяла военным кораблям союзников в мирное время заходить в порты, расположенные к востоку от 24 градуса восточной долготы. Это порты фюльке Финнмарк на побережье Баренцева моря.
База Олавсверн вблизи города Тромсё была закрыта в 2009 году – за год до того, как российские субмарины, которые базируются на Кольском полуострове, стали чаще совершать североатлантические походы.
Сегодня Северный флот России насчитывает 13 атомных многоцелевых подводных лодок, 7 подлодок с баллистическими ракетами и 10 атомных подлодок особого назначения. Кроме того, множество дизель-электрических субмарин ВМФ России нередко курсируют между Баренцевым, Балтийским и Средиземным морями.
Пер-Томас Бё говорит, что участившиеся визиты союзнических субмарин в Норвегию связаны с повышенной активностью российских подводных лодок в северных водах.
Для НАТО отслеживание перемещений российских субмарин крайне важно с точки зрения стратегии. Преодолев так называемый Фареро-Исландский рубеж (Гренландия-Исландия-Шотландия), российские подлодки выходят в Северную Атлантику. Пройдя незаметно, эти субмарины могут представлять опасность для союзнических судов, курсирующих между Европой и Северной Америкой. Если НАТО удастся перекрыть рубеж, то в случае войны союзнические конвои будут в большей безопасности.
К западу от мыса Нордкап, где Баренцево море граничит с Норвежским, глубина вод больше, и здесь может начаться игра в «кошки-мышки». Глубина Баренцева моря не превышает 250 метров, поэтому там легче выследить российские субмарины, которые покидают базы, расположенные на побережье от Мурманска до норвежской границы. Поэтому чем севернее в Норвежском море силы НАТО смогут обнаружить российские субмарины и проследить за ними, тем проще будет установить, в какую часть Северной Атлантики они направляются.
Однако, в последние годы вести слежку за российскими субмаринами всё сложнее из-за малошумных гребных винтов, которыми, к примеру, оснащаются новые подлодки проекта «Ясень».
Два года назад натовский вице-адмирал Клайв Джонстон начал бить тревогу, открыто заявив, что Альянс наблюдает «повышенную активность российских субмарин, какой не было со времён холодной войны».
В ближайшие годы у России появятся ещё больше субмарин для проведения секретных операций. Среди них и крупнейшая в мире подлодка «Белгород» длиной в 184 метра.
На предприятии в Северодвинске идёт постройка 13 новых субмарин. Россия намерена вновь отправлять свои суда в мировой океан, и работы для достижения этой цели идут согласно графику. Через несколько лет Северный флот будет насчитывать около 35 атомных подводных лодок.
Среди стран-участниц НАТО атомные подлодки есть у Франции, Великобритании и США. Предполагается, что в Норвежском море находятся преимущественно американские субмарины.
В состав американского флота входят многоцелевые субмарины трёх типов. Большая часть подлодок относится к типу Los Angeles – это самые старые субмарины, появившиеся в 1980-х годах, при этом у США есть и более современные подводные лодки типов Seawolf и Virginia. По данным Научно-исследовательского института ВС Норвегии, всего в распоряжении американского флота находится 54 атомные многоцелевые подлодки, распределённые по базам на Восточном и Западном побережьях США. Скорее всего, в водах Норвегии появляются подлодки с Восточного побережья. Американских подлодок с баллистическими ракетами вблизи Норвегии нет.
У каждой американской, английской или французской подлодки на борту находится один реактор. С конца 1980-х годов при обычных обстоятельствах многоцелевые субмарины выходят в море без ядерного оружия.
Иностранное военное атомное судно не может войти в воды Норвегии, не получив разрешения. Предварительно Норвежское агентство по радиационной защите должно вынести свой вердикт. Тем не менее, право принять окончательное решение остаётся за министерством обороны Норвегии. Союзническая ядерная подводная лодка обязана получить такое разрешение каждый раз, когда планирует подняться на поверхность в водах Норвегии, или при заходе в порты, среди которых и база ВМС Хоконсверн, расположенная на юго-западном побережье вблизи Бергена.
Норвежское агентство по радиационной защите признаёт, что количество запросов союзнических ядерных подлодок на получение разрешения резко возросло.
«В последние годы стало заметно больше запросов», – заявил сотрудник отдела по аварийной готовности и реагированию Агентства Эйвинд Йельме Сельнес.
Йельме Сельнес говорит, что Агентство готовит к публикации отчёт о произошедших в последние годы изменениях в оценке угрозы ядерной безопасности. «Агентство сообщит об увеличении количества запросов», – отмечает Йельме Сельнес и объясняет, как это поможет организации пересмотреть меры аварийной готовности и реагирования.
«Норвежское агентство по радиационной защите следит за тем, чтобы запросы выполнялись качественно и ответственно. У организации есть право оценить уровень безопасности и возникновения аварийных ситуаций, Агентство следит за выдачей разрешений [судам на посещение вод или портов Норвегии]», – сообщает Эйвинд Йельме Сельнес.
Читайте также
Последние новости