Следующая новость
Предыдущая новость

Аскар Абдразаков: «Надо поднимать престиж Башкирии»

06.11.2018 17:19
Аскар Абдразаков: «Надо поднимать престиж Башкирии»

23 ноября любимец уфимской публики Аскар Абдразаков вновь споет Мефистофеля в новой постановке оперы «Фауст» Гуно. В преддверии показа премьеры сезона мы побеседовали с народным артистом Башкортостана, солистом Мариинского театра Аскаром Абдразаковым.

— Аскар, ты родился и вырос в Уфе. Сильно с тех пор изменился твой родной город?

— Мой двор — это квадрат между улицами Гафури, Пушкина, Аксакова и Заки Валиди, около Телецентра. Двор изменился, конечно, но не сильно — поменяли горки, качели-карусели. Это понятно, время не стоит, оно движется. В связи с тем, что здесь проходили саммиты ШОС и БРИКС, центр города облагородили, он стал намного краше, интереснее, улицы стали чище и шире. Когда к нам приезжают гости, я слышу только восторги.

Фото предоставлено автором.

Учился я в 35-й школе, в которую вчера заглянул. Школа меня встретила овациями. Я поднялся на сцену, на которой начинал свой певческий путь. Всё то же самое, ничего не поменялось. Та же сцена из тех же досок. В школьные годы я пел в агитбригаде. Конечно, теперь в школе появилось современное оборудование, но всё равно стены те же, стены помнят, стены греют. Заходил я и в свой 10-й класс. Было очень приятно и волнительно.

—- Каким ты был учеником?

— Не могу сказать, что я был отличником, и четверки, и тройки были, безусловно. Хоть и не был идеален в учебе (скажу честно), но старался. Атмосфера в школе всегда была дружеская, не было негатива. Всё было в гармонии, интересно.

— Киностудии «Башкортостан» собираются присвоить имя твоего отца — знаменитого башкирского режиссера Амира Абдразакова. Каким ты запомнил отца, в каких его фильмах снимался?

— Я принимал участие в фильмах «Золото собирается крупицами» и «Кинзя». Запомнилось, как отец руководил процессом, его подход. Я его спрашивал: а почему ты Салавата Юлаева не снимаешь? Он говорит: еще рано, еще нет того Салавата Юлаева. Может быть, такое мнение у него сложилось после исторического фильма Якова Протазанова с Арсланом Мубаряковым в главной роли. Там был создан очень сильный героический образ. Кстати, фильм про Салавата Юлаева до сих пор так и не снят, надо бы этим вопросом заняться.

Престиж республики, престиж башкирского народа нужно поднимать. Нас относительно мало, хочется, чтобы весь мир знал о нас, о нашей республике, не спрашивали, где это — Башкирия. Я всегда рассказываю там, где бываю, какими артистами, писателями известен наш город. Конечно, начинаю с ярких имен. Федор Шаляпин, хоть и родился в Казани, но первый раз в оперной партии выступил в опере Монюшко «Галька» именно на уфимской сцене. Здесь родились Аксаков, Спиваков, Нестеров, Довлатов. Здесь родился Рудольф Нуреев, его знает весь мир. Еще знают башкирский Ансамбль танца имени Гаскарова. Мы здесь родились!

— Кто из ныне живущих уфимцев тебе особенно дорог, с кем общаешься, приезжая?

Фото Олега Яровикова.

— Мне все дороги. Может, с высоты прожитых лет появляется какое-то особое отношение, всё старое забывается. Мне кажется, надо больше любить людей, относиться к ним внимательнее. Каждый хочет, чтобы к нему относились хорошо, и эту радость нужно нести людям.

— Я заметила, что после премьеры «Фауста» в оперном театре каждого, кто подошел тебя поздравить, ты обнял, для каждого нашел теплые слова, не отказался сфотографироваться.

— А как же! Это же остается в сердцах и зрителей, и тех, с кем общаешься.

— Какие впечатления у тебя остались от работы над образом Мефистофеля в нашем театре?

Фото Олега Яровикова.

— В новой постановке «Фауста» режиссера Георгия Исаакяна есть мысль, сюжет, есть переходы одного акцента в другой. Это самое главное, когда у режиссера есть своя концепция.

— В каких режиссерских экспериментах тебе приходилось участвовать?

— У меня был «Борис Годунов» очень странный в Швейцарии, в Базеле. Девушка-режиссер ни разу не была в России, и мне приходилось объяснять, что такое Россия, русская культура, показывать ей картинки, которые она ни разу не видела. Многие представляют Россию грязной, с медведями, думают, что у нас всё плохо, куча пьяных. Хотелось человеку объяснить — Россия не такая, мы выше, духовнее, у нас другие взгляды, мы очень изменились с того времени, в котором происходит действие в опере. Приезжайте, посмотрите сначала, как мы живем. Что-то удалось ей объяснить, что-то нет. Но я делал то, что запланировал для себя в художественном плане.

— Эта постановка до сих пор идет?

— Нет, она давно не идет. В Европе выполняют проект из 10-20 спектаклей, и всё.

— Твой брат Ильдар Абдразаков, помимо пения, пробует себя в разных творческих профессиях: встает за дирижерский пульт, а в следующем году собирается попробовать себя в качестве режиссера, поставив на башкирской сцене «Аттилу».

— Я не собираюсь себя в таких необычных амплуа пробовать, считаю, что нужно всё делать профессионально. Заниматься тем, что я не знаю, не буду. К этому нужно прийти. Ильдар очевидно, уже пришел. Для того чтобы ставить, нужно копать глубоко. Знать историю, драматургию, а не только географию сцены. Статичность никому не нужна, так же, как и стояние на голове. Человеку важен образ, важен характер, важна душа, в голосе нерв должен быть! А нерв откуда берется? Когда человек понимает каждое слово, знает ответ, слова других героев спектакля. Такое взаимодействие очень важно. Недаром раньше, когда готовились к роли, садились и читали весь текст вместе. В драмтеатрах и сейчас делают так, раньше так было и в оперном. А сейчас тупо выучивают роль, приходят и поют. Быстренько соединяют и всё, а работы души нет. Чтобы была работа сердца, чтобы делать акценты, нужны коучи, которые сами правильно понимают. Это огромнейшая работа, и режиссер должен прежде всего начинать не с артиста, а с себя.

— Может ли современный оперный артист выжить без коучей, без агентов?

— Вот это всё я и называю лотерейным билетом, это всё судьба. Рок и попиндустрия, к сожалению, забивают оперный мир, и всё меньше остается места для оперных певцов.

— С другой стороны, в прежние годы оперные артисты сами шли на эстраду, яркий пример — Муслим Магомаев.

— Да, оперные рамки можно и расширить. Я тоже пою в песенном жанре, хотя и очень редко. Считаю, что Пахмутова-Добронравов, Бабаджанян – это классика. Но на сегодня для меня служба в театре — это главное.

— Кроме работы в Мариинском театре и выступлений в разных городах у тебя еще есть Шаляпинский конкурс в Уфе и Дачный фестиваль имени Шаляпина в Плёсе.

Фото Олега Яровикова.

— Да, Дачный Шаляпинский фестиваль проводится с 2015 года, и я являюсь его художественным руководителем. Там другая концепция, туда приглашаем звезд. Приезжали Владимир Спиваков со своим оркестром «Виртуозы Москвы», Армен Джигарханян, артисты Большого театра, Денис Мацуев...

— Когда ты работал председателем жюри Шаляпинского конкурса, вспоминал ли ты, как сам в молодости стоял на сцене в качестве участника?

— Нет, нам, членам жюри, нужно сосредотачиваться на исполнителях, нужно понять, кто что из себя представляет. Жюри ждет от участников, чтобы те показали класс. Когда программа сделана, это волнительно, тебе нужно суметь это вынести на публику, причем работать стабильно на 150 процентов. Ведь публика тоже живой организм, а состояние творческого волнения всегда греет душу. У многих молодых исполнителей есть небольшие ошибки, которые нужно буквально чуть-чуть подправить, и человек поймет сразу.

— Твоя исполнение всегда вызывает у зрителей яркие эмоции. Где истоки твоего артистизма?

— Это профессионализм. И, прежде всего, отношение к людям. Для чего ты выходишь на сцену? О чем хочешь людям рассказать? Нужно взаимодействие между тобой и музыкой, нужно жить в той эпохе, о которой ты поешь. Это все в совокупности дает плоды, подпитку творческую.

Следующий год юбилейный для меня — 25 лет творческой деятельности, 50 лет жизни. Решил провести в свой юбилейный год концерты в Башкирии, причем сделать не один, а два концерта. Приглашу для участия моих коллег-артистов, может быть, пригласим и оперных, и драматических.

— Что бы ты пожелал культуре нашей республики и жителям Башкортостана?

— Хотелось бы большего движения в театрах, интересных имён в афишах, гастролей. Я в свое время приглашал Большой драматический театр имени Товстоногова, они здесь устраивали 10-дневные гастроли. Крючкова, Фрейндлих, Басилашвили приезжали, Уфа вся кипела от радости. Было интересно, на их спектакли в Санкт-Петербурге не попасть. А жителям республики желаю, прежде всего, мира. Гармонии семьям, счастья, благополучия. Чтобы каждый день был историей, запомнился. Прошедший день — он уже прошедший. Нужно жить сегодняшним, завтрашним днем и будущим тоже. Наш край — самый лучший, наша земля — самая замечательная, она дарит тепло и радость.

Источник

Последние новости