Следующая новость
Предыдущая новость

Арктика не должна превращаться в зону геополитической конфронтации

15.04.2021 19:57
Арктика не должна превращаться в зону геополитической конфронтации

О военной активности России на своем Крайнем Севере пишется и говорится довольно много. Гораздо менее освещаемой темой являются планы НАТО по милитаризации Арктики, военные мероприятия США и их союзников в регионе, а также их воинственная риторика в отношении Москвы.

В прошлую среду норвежский самолет радиоэлектронной борьбы (РЭБ) был перехвачен Россией в Баренцевом море, когда он приблизился к российской границе. Чтобы предотвратить нарушение границы, российский истребитель МиГ-31 блокировал его и сопроводил в обратный путь над Баренцевым морем. У Норвегии, которая является членом НАТО, имеется общая граница с Россией в Арктике. На протяжении многих лет двусторонние отношения были довольно теплые, однако в последнее время имеют место неприятные инциденты.

Так, например, в прошлом декабре, служба внутренней разведки Норвегии (Полицейская служба безопасности) возложила вину за кибератаку против норвежского парламента на хакеров, предположительно связанных с российской военной разведкой, хотя вскоре это дело было закрыто за отсутствием доказательств. Судя по всему, риторика официального Осло подпитывается амбициями НАТО и интересами альянса в Арктике.

Здесь следует иметь в виду, что в сентябре прошлого года норвежские, американские и британские военно-морские силы провели совместные учения в регионе, расположенном всего в 100 морских милях (185 километров) от российского побережья. А еще в марте того же года норвежские, американские, британские и многие другие подразделения стран НАТО провели в северной Норвегии масштабные учения, которые имитировали военный сценарий высокой интенсивности.

Изменения климата вызывают быстрое таяние льдов, уничтожая естественные ледниковые стены Арктики. И это не только является экологической проблемой, но и открывает новые стратегические морские пути, а также делает доступными природные ресурсы.

Так, в прошлом году из-за высоких температур и вызванного теплой погодой истончения льда навигационный период в Арктике был самым длинным в истории. Обычно этот маршрут открыт с июня по октябрь. А в 2020 году он начался на месяц раньше и продолжался до декабря. Это природное явление позволяет экспортерам природного газа отправлять большее количество судов по Северному морскому пути, который простирается более чем на 5500 километров от Баренцева моря на западе России до Берингова пролива на востоке. Таяние вечной мерзлоты угрожает стратегически важным объектам нефтегазовой инфраструктуры на севере России, а также на Аляске и в Канаде.

Однако для индустрии сжиженного природного газа этот потенциально катастрофический сценарий может оказаться колоссальной возможностью, поскольку он снижает транспортные расходы. Грузы, которые в противном случае должны были бы проходить транзитом через Суэцкий канал, теперь могут отправляться прямым путем в Азию. Блокировка Суэцкого канала контейнеровозом в прошлом месяце, продлившаяся почти неделю, вновь поставила вопрос о необходимости альтернативного маршрута для глобальных морских перевозок. Еще одной альтернативой могло бы стать строительство каналов, соединяющих израильский порт Эйлат на Красном море со Средиземным морем. Этот вариант уже обсуждался Израилем и Объединенными Арабскими Эмиратами. Однако проблема заключается в том, что Египет выступает категорически против него, а, кроме того, подобный проект был бы слишком дорогостоящим для реализации, поскольку он обошелся бы, по меньшей мере, в 100 миллиардов долларов.

Северный морской путь, благодаря глобальному потеплению, становится все более привлекательным вариантом решения этой проблемы. Навигационная дистанция по этому маршруту от порта в Северо-Западной Европе до порта на Дальнем Востоке примерно на 40 процентов короче по сравнению с маршрутом через Суэцкий канал. Таким образом, это важный коридор для Китая, а кроме того он мог бы соединиться с проектом «Полярный шелковый путь».

Несмотря на то, что Северный морской путь обладает весьма привлекательными преимуществами, которые можно использовать, имеются также экологические риски – увеличение числа судов приведет к ускорению таяния льдов, которое, в свою очередь, ускорит потепление, поскольку образуется своего рода петля обратной связи. Дело в том, что белые поверхности отражают солнечный свет и тем самым способствуют охлаждению атмосферы. Когда они тают или заменяются океанской водой, эти более темные воды фактически поглощают энергию солнечного излучения. Кроме того, увеличение интенсивности грузоперевозок через Арктику неизбежно означает увеличение газовых выбросов, загрязняющих атмосферу, которое также способствует росту температуры и угрожает в высшей степени чувствительному региональному биологическому разнообразию.

Климатические изменения потенциально способны серьезно повлиять на обстановку в России в силу ее геополитического положения. Большая часть Арктики примыкает к северным районам России. Можно сказать, что в некотором смысле в настоящее время с пугающей скоростью тают стены, создающие естественную защиту страны с севера. Москва подписала Парижское соглашение о борьбе с изменением климата и весьма серьезно относится к этому вопросу.

Помимо этого, цели России в Арктике носят преимущественно экономический характер. В свою очередь ВМС США в 2019 году восстановили Второй флот, призванный противодействовать ВМФ России, а в американском штате Аляска самая высокая в мире концентрация истребителей пятого поколения.

Канада, Исландия, Норвегия, Швеция и Британия также претендуют на территориальные права в арктическом регионе. Там трудно точно обозначить национальные границы из-за климатических особенностей, и западные страны, возглавляемые Соединенными Штатами, могут координировать свои пограничные претензии к России. Таким образом, наращивание Москвой военного потенциала на Крайнем Севере носит отчетливо оборонительный характер. Увеличение военной активности Норвегии равносильно нанесению ущерба нынешнему миру и стабильности в регионе.

Арктика представляет собой арену для геополитических споров, но она также является площадкой для решения глобальных проблем. Таяние льдов и повышение уровня моря являются глобальной проблемой, потенциально способной вызвать катастрофические последствия. На протяжении десятилетий Арктика была зоной активного международного сотрудничества. Она должна оставаться таковой и впредь.

Источник

Последние новости